Дети "группы риска". Рак крови: кто в группе риска и каковы симптомы Кто в группе риска

«Социальные критерии отнесения детей к группе риска»
«Дети группы риска»: что стоит за этим термином???

Кдетям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения. Ученые и практики к группе риска относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способно­стями, которых обычно называют одаренными, и дети, имею­щие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать ребенком из «группы риска».

Но ваше вни­мание сегодня я хочу обратить на ту часть «детей группы риска», чьи проблемы связаны с социально-психологической дезадаптацией.
Социально-психологическая адаптация – это взаимодействие личности и со­циальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адапта­ции реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскры­вается и развивается ее индивидуальность, личность входит в новое соци­альное окружение. Результатом социально-психологической адаптации личности является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе.

Термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаи­модействия человека с окружающей средой, направленных на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой, появился сравнительно недавно в отечественной , большей частью психиатриче­ской, литературе.

Пусковым механизмом этого про­цесса является резкое изменение условий, привычной жизненной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем индиви­дуальные особенности и недостатки в развитии человека, которые не по­зволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения, также имеют немалое значение в развертывании процесса дезадаптации.
Социальные причины отнесения детей к «группе риска»
Социально запущенные дети

Социально запущенные дети - это дети, усваивающие искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.

Социально запущенные дети – это дети, поведение которых является преимущественно следствием отсутствия правильного воспитания, вредного влияния среды, беспризорности и сиротства. Число таких детей обычно резко увеличивается в связи с последствиями войны, голода, бе­женства и вообще социальных потрясений. Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок . Развиваясь в социаль­но неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Социально незащищенные дети

Социально незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических и социальных.

Ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Примером социальной незащищенности можно назвать детскую безнадзорность.

Девиантное поведение детей

В психологической литературе девиантным называется по ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав­ ственных норм, либо как ошибочный ан­ тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются - трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль­ ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.

Социальная норма - исторически сложившаяся в конкрет­ном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организа­ций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот.

Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившим данном обществе нормам. В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения:


  • ан­тисоциальное (делинквентное) поведение,

  • асоциальное (амораль­ное) поведение,

  • аутодеструктивное (саморазрушительное) пове­дение.

Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, про­тиворечащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распростра­нены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными , воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. У подростков (от 13 лет) преоб­ладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи.

Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выпол­нения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее бла­гополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры на деньги, бро­дяжничество, иждивенчество. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, ложь, во­ровство, вымогательство (попрошайничество). В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение.

Аутодеструктивное (Саморазрушительное поведение) - это по­ведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазру­шительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веще­ствами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в де­структивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Педагогически запущенные дети

Запущенность педагогическая - это интегративное понятие . С одной стороны, оно включает в себя ребенка, физически и психи­чески здорового, который, однако, не обладает необходимыми зна­ниями, навыками и умениями, а с другой стороны - недостатки, издержки, отклонения и ошибки, характерные для профессиональ­ной деятельности педагогов, психологов и медиков, а также для родителей или родственников в окружении ребенка

Две части проблемы могут служить источ­ником педагогической запущенности ребенка и младшего школь­ника. Педагогическая запущенность может быть порождена непра­вильным развитием самого ребенка, у которого нет необходимых для его возраста знаний, умений, навыков. В этом состоит как бы «личная вина» ребенка.

В то же время - не в одном ребенке дело. Взрослые также повинны в появлении педагогической запущенности. Это вызы­вается, как показывают многочисленные исследования, невер­ными действиями со стороны родителей, родственников, педа­гогов, психологов, медиков. И нельзя с полной уверенностью сказать, какая из этих сфер способна оказать большее негативное воздействие на формирование и развитие личности. Причем, чаще всего обе эти сферы существуют в неразрывной связи друг с дру­гом, подталкивая ребенка к этому состоянию.
Дети – сироты, опекаемые дети

Это группа детей тоже относится к «группе риска», т.к. таким детям, конечно же, нужно больше внимания и заботы со стороны работников общеобразовательных учреждений.

Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальная сирота - это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Лишены родительских прав;

Ограничены в родительских правах;

Признаны безвестно отсутствующими;

Недееспособны (ограниченно дееспособны);

Отбывают наказание в исправительных колониях;

Обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;

Уклоняются от воспитания детей;

Отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.

В этом случае заботу о детях, т.е. попечительство, берет на себя общество и государство, в лице учреждений и лиц, заменяющих родителей. Таковыми могут быть опекуны, приемные родители, приют, дом ребенка, детский дом.


Дети - инвалиды

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию , передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения , общения, трудовой деятельности в будущем.

Типичные трудности детей и подростков «группы риска»


  • взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

  • взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

  • формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;

  • внутреннее («психологическое») одиночество, невыра­женность, непонятность другими;

  • поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;

  • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

  • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

  • обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;

  • переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообла­данию и обладанию ситуацией;

  • неорганизованность;

  • зависимость от других, низкая сила своего «Я»;

  • трудности в обучении;

  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

  • трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;

  • отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

  • чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.

Дети из этих групп риска оказываются чаще всего в положении "аутсайдеров" в силу своей подверженности воздействию негативных микросоциальных и макросоциальных факторов. Вышеперечисленные группы детей в

Мы попросили Василия Штабницкого, к. м. н., пульмонолога в клиниках «Чайка» и «Рассвет», объяснить, что такое астма, чем она отличается от сезонной аллергии, может ли она передаваться по наследству и как быть человеку с этим диагнозом (спойлер: спортом заниматься можно).

Василий Штабницкий

Что такое астма и откуда она берётся

Астма - это аллергическое заболевание нижних дыхательных путей, характеризующееся эпизодами бронхоспазма и патологической реакцией бронхов на какой-либо раздражитель. То есть вследствие воздействия определённого стимула возникает резкое сужение дыхательных путей, что в свою очередь приводит к тяжёлой одышке и удушью.

Происходит это следующим образом: при контакте с аллергеном или раздражающим веществом возникает тяжёлая аллергическая реакция, одновременно с которой возникает спазм мускулатуры бронхов. Образуется много густой мокроты, которая также не даёт нормальной дышать.

Астма - заболевание мультифакторное. Да, по сути, эта болезнь генетической предрасположенности, однако для её развития обязательно наличие определённых факторов окружающей среды. Как правило, в роду у астматиков есть родственники с аллергическими реакциями. При этом не обязательно, что каждый родитель с этим заболеванием передаст его ребёнку. К тому же чтобы наследственность проявилась, человеку нужно постоянно встречаться с определёнными аллергенами и иметь к ним чувствительность - сенсибилизацию.

На самом деле причиной развития этого заболевания могут стать вполне привычные нам вещи. В основном это аллергены домашней пыли, микроклещи, живущие на коже кошек и собак, тараканы, плесень, грибок, запахи, сигаретный дым, бытовая химия, продукты животного происхождения (мясо, молоко, морепродукты). Но при этом интересно, что дети, которых всячески ограждали от столкновения с этими аллергенами, чаще заболевали аллергическими заболеваниями, чем те, кто с ними сталкивался постоянно. Точного объяснения этому феномену не существует.

Понятно, что при активном взаимодействии с кошкой у человека, склонного к астме, болезнь разовьётся быстрее. Но и в абсолютно стерильных условиях происходит то же самое.

Кроме того, спровоцировать приступ астмы могут инфекции: вирусы и бактерии, а также грибковая инфекция.

Проявиться астма может у и человека в довольно зрелом возрасте. Причём не факт, что она станет следствием реакции на перечисленные выше аллергены. Среди других факторов риска астмы могут быть нервные переживания, затяжная депрессия - всё это, в сочетании с упомянутыми ранее факторами, может привести к формированию астмы у взрослого человека. Существует и обратная ситуация: у астматиков уровень тревожности может быть выше, чем у здоровых людей. По сути, любой - даже незначительный - эмоциональный скачок может спровоцировать у них приступы удушья.

Что делать во время приступа

Вопреки распространённому мнению о том, что астма проявляет себя моментально в виде тяжёлых приступов удушья, скажу, что существует довольно много случаев, когда астма скрывалась под симптомами других заболеваний. Например, один из симптомов астмы - постоянный кашель, обычно усиливающийся ночью. При этом астматический кашель, как правило, сухой, сильный, затяжной, с «подсвистыванием на выдохе».

Раньше степень тяжести астмы была связана с так называемой степенью бронхиальной обструкции (показатель ОФВ1, измеренный при проведении функции внешнего дыхания - ФВД). Считалось, что чем меньше показатель ОФВ1, тем тяжелее астма. Современная классификация астмы предполагает разделение астмы на контролируемую, частично-контролируемую и неконтролируемую. Как видно из названия, контролируемая астма - это состояние, при котором пациент не испытывает ни дневных, ни ночных симптомов, его физическая активность и работа по дому ничем не ограничена, такой пациент использует сальбутамол (препарат скорой помощи при приступе) реже одного раза в неделю, его показатели ФВД достигают 80% и выше, а от последнего обострения прошло больше трёх месяцев. Частично контролируемая астма подразумевает наличие одного критерия, например ночные астматические симптомы или снижение показателей ФВД. Неконтролируемая астма - это наличие двух и более критериев. Тяжесть астмы определяется дозой препаратов, необходимых для достижения контроля.

У детей чаще всего первые симптомы астмы проявляются в раннем возрасте - до трёх лет. И здесь важно не перепутать ОРВИ с астматическим удушьем. Родители должны быть внимательными: если каждое ОРВИ сопровождается хрипами, их длительность превышает две недели и, более того, хрипы проявляются вне болезни, например на фоне физических нагрузок, - это серьёзный повод обратиться к врачу. При этом многие дети во время ОРВИ переносят эпизод бронхоспазма, который невозможно отличить от приступа астмы. Поставить диагноз астмы у детей младшего возраста очень сложно: ФВД маленьким детками провести невозможно, анализы не обладают должной чувствительностью и главное - специфичностью. Иногда требуется пробная терапия ингаляционными гормонами с последующей оценкой их эффективности.

Признаки тяжёлого приступа астмы у ребёнка - частое дыхание, поверхностное дыхание, синева ногтей, носогубного треугольника, втягивание кожи в области шеи, межрёберных промежутков, крыльев носа, сонливость и главное - отсутствие речи и возможности разговаривать. В такой ситуации тут же вызывайте скорую. Во всех остальных случаях можно обойтись плановым визитом к пульмонологу или педиатру.

Если же приступы резко начались у взрослого человека, ему также стоит обратится к терапевту или пульмонологу. Не стоит до установления диагноза заниматься самолечением, так как одышка и удушье - это очень распространённые симптомы, которые могут встречаться практически при любом заболевании лёгких или сердца. В случае подтверждённого диагноза у пациента должен быть специальный план-алгоритм, где будет прописана очерёдность использования тех или иных средств для облегчения своего самочувствия и достижения контроля над астмой. Отсутствие эффекта от проводимой терапии у взрослого или ребёнка - это повод пересмотреть диагноз астмы в пользу другого заболевания, которое лечится совершенно другими средствами.

Кстати, страдающий астмой человек может спокойно заниматься спортом, но не в период обострения болезни. К примеру, если в сезон цветения растений пациент потерял контроль над течением заболевания, ему лучше прервать занятия или уменьшить интенсивность тренировок. В остальное же время он может спокойно заниматься на уровне здорового человека.

Болезнь Альцгеймера считается причиной старческого слабоумия в 40% случаев. Это заболевание приводит к нарушению функции коры головного мозга.

При болезни Альцгеймера человек постепенно теряет способности запоминать, осуществлять привычную деятельность, доступно излагать свои мысли, выполнять сложно координированную работу. С течением болезни полностью утрачиваются мыслительные функции головного мозга, человек перестает себя обслуживать, теряет мышечную массу, слабеет, оказывается прикованным к постели, нарушается работа тазовых органов.

Болезнь Альцгеймера на сегодняшний день считается неизлечимой и заканчивается смертью. Однако длительность заболевания, степень выраженности когнитивных нарушений, скорость нарастания симптомов индивидуальны у каждого больного. По статистике, в большинстве случаев с момента постановки диагноза люди проживают около семи лет.

Одним из факторов риска болезни Альцгеймера ученые считают низкий уровень
образованности, неполноценное использование умственных способностей на протяжении
жизни. Например, люди владеющие двумя и более языками значительно реже попадают
в число больных старческой деменцией. Таким образом, чтобы сохранить ясность ума
в преклонном возрасте, нужно постоянно заниматься саморазвитием
и самосовершенствованием на протяжении жизни.

Ранние проявления болезни Альцгеймера

Первым заметным признаком развивающейся болезни Альцгеймера считают расстройства памяти. Человеку становится все труднее вспоминать сложную информацию, заученную накануне, в то время как память на давно произошедшие события сохраняется. Не всегда удается быстро вспомнить нужное слово или его значение, приходится искать синонимы для правильного выражения своих мыслей.

Постепенно снижается способность к обучению. Возникают трудности с выполнением сложных мыслительных операций. В этой стадии человеку сложно становится сосредоточится на деталях. Для планирования дел на день требуется вести письменный дневник. Отмечается изменение фона настроения на негативный, склонность к апатии, депрессии , агрессии.

Усилия ученых всего мира направлены не только на поиск лекарства от этой формы слабоумия, но и на выявления возможных факторов риска болезни. Существует мнение, что ранняя профилактика среди людей, входящих в группу повышенного риска по развитию болезни Альцгеймера, снижает вероятность болезни, отодвигает возможные сроки заболевания и уменьшает выраженность симптомов.

Факторы риска болезни Альцгеймера

  1. Возраст. Болезнь Альцгеймера развивается обычно в возрасте старше 65 лет. С возрастом заболеваемость растет. Если вероятность заболеть в диапазоне 65-80 лет равна 5%, то у людей старше 80 лет заболеваемость возрастает до 25%.
  2. Женский пол считается фактором риска болезни Альцгеймера.
  3. Генетические факторы. Только редкие формы болезни Альцгеймера напрямую связаны с наследственным риском. Считается, что ген АПОЕ-ε4 значительно повышает риск развития деменции. Наивысшую наследственную предрасположенность отмечают в случаях ранней формы болезни Альцгеймера. Это редкий вид деменции, наступающий в возрасте 40-55 лет. Наследуется по аутосомно-доминантному типу, поэтому считается семейной болезнью.
  4. Повреждения головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инсультов, токсического воздействия ядов, солей тяжелых металлов (особенно алюминия) и прочих вредных веществ.
  5. Наличие различных соматических заболеваний в разной мере повышает вероятность развития болезни Альцгеймера. Наиболее значимые: сахарный диабет , артериальная гипертензия, атеросклероз.

Больные синдромом Дауна значительно чаще других людей страдают
от болезни Альцгеймера. Этот феномен объясняют ранним
старением людей с дополнительной хромосомой.

Эксперт: Наталья Долгополова, врач-терапевт
Анастасия Анучина

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Отвечает педагог-арттерапевт, член правления Россий-ского детского фонда Татьяна Шишова:

Во‑первых, это дети, которым недостает в семье теплоты. Может быть, взрослые слишком заняты собственными проблемами. Или общаются с ребенком сухо, фиксируясь в основном на его успеваемости. В результате у него возникает чувство, что родителям нужен не он сам, а только его достижения. Нарушенный эмоциональный контакт надо восстановить, не дожидаясь вступления ребенка в переходный возраст, когда это будет сделать гораздо труднее. Если чувст-вуете, что не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Не стоит отговариваться обилием хлопот. Ведь, если ребенок пристрастится к наркотикам, хлопот у вас станет больше.

Во‑вторых, это дети с заниженной самооценкой. А по наблюдениям многих психологов, она почти у всех занижена. Повышение детской самооценки тоже во многом зависит от родителей. Давайте ребенку понять, какие у него сильные стороны, и тактично (!) помогайте справиться с недостатками. А то мы слишком много внимания фиксируем на детских промахах, считая, что похвала как бы «сама приложится».

В‑третьих, в группу риска часто попадают ребята авантюрного склада. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Надо направить их жажду приключений в правильное русло: записать подростка в военно-патриотический или туристский клуб, в спортивную секцию…

В‑четвертых, в группу риска входят повышенно уязвимые дети с теми или иными психическими отклонениями (нередко наследственными), эмоционально неустойчивые, возбудимые… Здесь необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.

В‑пятых, среди наркоманов нередко оказываются ребята, которые не умеют отстаивать свою позицию. Они легко попадают под дурное влияние. У таких детей надо повышать психологическую сопротивляемость. Кроме того, дети могут потянуться к наркотикам из чувства протеста против старших, из любопытства, а также стараясь не отстать от окружающих. И тут определяющее значение имеет среда, в которой вращается подросток. Среда может пропагандировать «отвязный», «безбашенный» стиль жизни, внушать, что все в жизни надо попробовать, подталкивать к разрыву с родителями…

Многим взрослым кажется, что главное - предупредить ребенка, рассказать, к каким страшным последствиям приводит употребление наркотиков. Но подростковая психология парадоксальна, и значительную часть ребят (особенно склонных к демон-стративности) подробный рассказ о действии наркотиков может, наоборот, раззадорить и подвигнуть к экспериментам. Сейчас дети с первых классов знают, что наркотики опасны. И тем не менее число наркоманов увеличивается. Значит, дело не только в информации.


Чтобы предотвратить возможное мошенничество и злоупотребления со стороны бухгалтера, в первую очередь нужно уяснить для себя: какова вероятность того, что он может на это пойти? И почему один бухгалтер ворует, а другой – прямо «ангел во плоти», и мысли не допускает о том, чтобы пойти на злоупотребление?

Чаще всего на мошенничество и воровство идут люди определенного типа. Кто же в первую очередь входит в «группу риска»?

– Бухгалтер – азартный человек. Вообще, от таких бухгалтеров желательно держаться подальше: не исключено, что активы вашего предприятия будут постепенно становиться активами какого-нибудь казино или букмекерской конторы.

– Непунктуальный бухгалтер. Эта профессия подразумевает четкость, конкретность и пунктуальность; бухгалтер, который пренебрежительно относится ко времени, точно так же может относиться и к своей работе. Скорее всего, у такого человека в бухгалтерии будет царить беспорядок, причем даже не столько по причине мошенничества и злоупотреблений (их у такого недотепы может и не быть), а из-за расхлябанности и разгильдяйства.

– Бухгалтер, который является неуравновешенным человеком. Вспыльчивый, неуравновешенный бухгалтер склонен к совершению необдуманных поступков, легче поддается соблазнительным и сомнительным предложениям. Не исключено, что впоследствии он и сам будет жалеть о содеянном, но ведь вернуть что-то назад обычно очень сложно, а иногда – почти невозможно. Однако такого человека проще вынудить добровольно рассказать о своих прегрешениях.

– Безответственный бухгалтер. Здесь даже сложно что-то добавить: профессия бухгалтера подразумевает немалую ответственность, причем не только перед своим предприятием, но и перед государством. Поэтому безответственного человека в принципе нельзя принимать на такую должность; а если это все-таки произошло, от такого работника нужно избавляться как можно скорее.

– Бухгалтер – жадный и алчный человек. Ему всегда всего мало, и он будет воровать независимо от размера получаемой заработной платы.

– Человек, который страстно мечтает о какой-нибудь крупной, но пока недостижимой покупке: квартира, машина, дача, гараж и т. п. Откладывать деньги с заработной платы – долго и мучительно, а жизнь так коротка! Поэтому нередко такой бухгалтер решает «не терять время попусту», а использовать для достижения заветной мечты любые доступные способы.

– Бухгалтер с мягким и податливым характером. Такого человека относительно несложно склонить к участию в сомнительной сделке. Кроме этого, податливые люди нередко находятся «под каблуком» у своих половин, и поводом для злоупотребления вполне может стать очередной «запрос» жены.

– Бухгалтер, который часто меняет места работы (например, за последние пять лет сменил три и более мест работы). С какой стати порядочному бухгалтеру переходить на работу в другую компанию? Не исключено, что причиной является либо его недостаточный профессионализм, либо склонность к мошенничеству и злоупотреблениям (по принципу «хапнул в одном месте – убежал на другое»).

– Бухгалтер, в жизни которого случилась неприятность, связанная с большими материальными потерями: ограбление квартиры, пожар, автомобильная авария, болезнь близкого человека, требующая дорогостоящего лечения, потеря сбережений и т. д. Желание побыстрее возместить понесенный ущерб или собрать деньги на предстоящие затраты вполне может толкнуть на путь мошенничества даже порядочного человека.

– Бухгалтер, который недавно обзавелся семьей. Не секрет, что у человека, который покончил с холостяцкой жизнью, серьезно возрастают расходы, причем это относится как к мужчинам (в первую очередь), так и к женщинам. Молодой паре хочется построить или купить жилье, обставить его новой мебелью, приобрести автомобиль, хорошо одеваться. Кстати, если на вашем предприятии главный бухгалтер – молодой муж, а заместитель главного бухгалтера (например, кассир) – его молодая жена, то к этой паре и вообще к работе бухгалтерии следует присматриваться повнимательнее.

– Человек, у которого недавно родился ребенок. Как известно, рождение ребенка всегда связано с большими расходами (врач в роддоме, коляска, памперсы, кроватка, неработающая мама). Если ваше предприятие производит или реализует товары для новорожденных – можно со стопроцентной уверенностью сказать, что бухгалтер не преминет воспользоваться ситуацией.

Итак, представители этих категорий людей относятся к «группе риска». А есть ли люди, которые меньше других склонны к мошенничеству, злоупотреблениям и воровству?

По оценкам независимых специалистов, портрет среднестатистического «надежного» бухгалтера выглядит так.

Семейный мужчина средних лет (примерно 35–45), с высшим образованием, имеющий работающую жену и детей в возрасте до 14 лет, обеспеченный жильем и прочими необходимыми благами и обладающий ровным и спокойным характером. Солидный и «здравомыслящий» возраст позволяет трезво оценивать ситуацию и своевременно отказываться от нелицеприятных предложений, а также спокойно воздерживаться от иных соблазнов (не секрет, что в 25 лет человек больше склонен к совершению необдуманных поступков, нежели в 35–45). Должному исполнению служебных обязанностей во многом способствует ответственность главы семьи, а также желание сохранить сформированную к этим годам репутацию. Работающая жена – дополнительные средства для семьи, что намного снижает зависимость бухгалтера от «привлекательных возможностей» его должности. Возраст детей – до 14 лет – позволяет пока не думать о предстоящем поступлении в вуз, репетиторах, платной учебе, свадьбе и других событиях, требующих немалых дополнительных трат. В общем, жизнь такого человека спокойная, размеренная, у него сложилась карьера, личная жизнь, он имеет достаток, спокойно растит детей и дорожит своей работой.

Если ваш бухгалтер принадлежит к категории «группы риска», задумайтесь, стоит ли продолжать работать с этим человеком или лучше избавиться от него под любым благовидным предлогом.

Конечно, если бухгалтер обладает хотя бы одним из перечисленных качеств (азартный, непунктуальный, неуравновешенный, безответственный, алчный, слишком податливый, имеет склонность к частой перемене мест работы), то, скорее всего, вам лучше от него избавиться.

Если вы знаете, что ваш бухгалтер страстно мечтает о какой-либо покупке (например, автомобиля или дачи), то рекомендуется подумать: может, имеет смысл помочь человеку в достижении заветной цели? Например, можно оказать безвозмездную материальную помощь или предоставить кредит без процентов на определенный период времени. Тем самым вы не только поможете человеку (что уже само по себе хорошо), но и наверняка заработаете в его глазах дополнительный авторитет и уважение. С высокой долей вероятности можно сказать, что бухгалтер, к желаниям которого на работе относятся с уважением и пониманием, не будет заниматься воровством и мошенничеством, злоупотребляя своим положением. Кстати, все вышесказанное в полной мере относится и к бухгалтеру, который недавно обзавелся семьей: молодой семье вполне можно выдать кредит, пусть даже под небольшие проценты. Такой шаг наверняка заставит человека уважать родное предприятие и поспособствует тому, чтобы он высоко оценил свою работу.

Если у вашего бухгалтера случилась неприятность или несчастье, то настоятельно рекомендуется оказать ему посильную помощь (причем безвозмездную). Не оставляйте его один на один с бедой: во-первых, предложите сотрудникам предприятия сложиться «кто сколько может», чтобы помочь пострадавшему человеку, во-вторых, выделите материальную помощь от имени предприятия. Наверняка бухгалтер оценит такой жест по достоинству, а мыслей о злоупотреблении либо мошенничестве у него не возникнет.

Если у бухгалтера родился ребенок, то здесь и раздумывать не стоит: на работе обязательно должны разделить радость сотрудника и подкрепить это материально.

Ограничение полномочий


Для предотвращения возможного воровства и иных злоупотреблений со стороны бухгалтера целесообразно использовать такой подход, как ограничение полномочий.

Не секрет, что на многих отечественных предприятиях главный бухгалтер обладает необоснованно широкими полномочиями, которые иногда лишь немного уступают полномочиям директора. Бухгалтер принимает решения об осуществлении платежей, исключительно самостоятельно определяет порядок использования наличных денежных средств, дает указания другим начальникам отделов, подчиняет себе заведующего складом и т. д. Подобная «вседозволенность» является благоприятной почвой для злоупотреблений служебным положением, чем охотно пользуются недобросовестные бухгалтеры. Поэтому одна из важнейших задач руководителя – грамотно определить полномочия бухгалтера, не предоставляя ему слишком большой свободы действий.

В первую очередь заслуживает внимания такой важный аспект, как осуществление платежей и распределение имеющихся денежных средств предприятия. В разделе «Кто платит – тот и заказывает музыку» было рассмотрено несколько примеров того, как может извлечь выгоду из этих операций недобросовестный бухгалтер. Поэтому рекомендуется не предоставлять бухгалтеру полную свободу действий при планировании и распределении платежей, а обязать его согласовывать их с ответственным работником компании или директором.

Например, если планируется перечислить определенную сумму денежных средств поставщику товара, то следует обязать бухгалтера согласовывать такой платеж с начальником отдела поставок – наверняка ему будет виднее, какому поставщику, когда и сколько нужно платить. В этом случае значительная часть ответственности за платеж ляжет на плечи начальника отдела поставок, а бухгалтер будет просто исполнителем – перечислит сумму по указанным реквизитам.

Если же бухгалтер желает оплатить свое участие в семинаре, то эта операция должна санкционироваться руководителем предприятия. Предоставление кому-либо временной финансовой помощи, перечисление денежных средств на депозитный счет, погашение кредита и другие подобные платежи должны согласовываться либо с начальником финансового отдела, либо с финансовым директором компании, а при отсутствии указанных работников – с ее руководителем. Возврат покупателю лишних перечисленных денежных средств должен санкционировать начальник отдела продаж, а платеж за приобретенные компьютерные комплектующие – системный администратор, технический директор или другой сотрудник, который отвечает за обслуживание и ремонт компьютерного парка на предприятии.

Без санкции соответствующего должностного лица бухгалтер не должен иметь права проводить ни один платеж (платежи, которые некому санкционировать в силу их специфики, должны утверждаться руководителем предприятия), включая снятие наличных денежных средств в банке.

Бухгалтер ни в коем случае не должен единолично принимать решения о том, с каким поставщиком целесообразнее заключать договор на поставку товара, или какого подрядчика приглашать для ремонта офиса, или на каких условиях (предоплата, отсрочка платежа на 5 или 15 банковских дней и др.) заключать договор с покупателем. Во всех перечисленных случаях бухгалтеру должно предоставляться только право «совещательного голоса». В первом случае решающее слово должно быть за начальником отдела поставок, во втором – за техническим директором, в третьем – за начальником отдела продаж. Если в компании отсутствует кто-то из вышеупомянутых сотрудников, то решающее слово должно быть за директором предприятия.

Бухгалтер не должен единолично принимать решение по поводу расходования наличных денежных средств предприятия: столько-то – Иванову на командировку, столько-то – на хозяйственные расходы, а что останется – на выплату заработной платы. В противном случае ему предоставляется слишком много «места для маневров». Бухгалтер, конечно, должен это планировать, но окончательное решение по каждой конкретной сумме должен принимать руководитель предприятия.

Бухгалтер должен определить основные моменты учетной политики предприятия: порядок оприходования и списания товарно-материальных ценностей, начисление амортизации основных средств и нематериальных активов, учет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и др. Однако каждый пункт учетной политики бухгалтер должен понятно и недвусмысленно разъяснить руководителю, после чего тот их утвердит. Не стоит забывать, что именно на этапе построения учетной политики многие недобросовестные бухгалтеры оставляют лазейки для злоупотреблений и мошенничества (особенно это касается списания товарно-материальных ценностей, начисления амортизации основных средств и учета наличных денежных средств).

Многие руководители считают главного бухгалтера своим первым заместителем на все случаи жизни, причем иногда даже утверждают это документально. Стоит ли говорить, насколько опрометчивым является подобное решение! Получается, что при отлучке директора (например, по причине болезни или командировки) вся деятельность предприятия будет полностью зависеть только от одного человека, который, к тому же, еще и распоряжается деньгами компании. Имея такую неограниченную власть над людьми и деньгами, даже порядочный человек может задуматься о том, что такую ситуацию можно направить на свое личное обогащение.

Разработка внутренней отчетности


Чтобы контролировать финансово-экономическое состояние предприятия и оперативно реагировать на возможные вопросы (в том числе связанные с работой бухгалтера), рекомендуется разработать и внедрить в компании систему внутренней отчетности. Характерной особенностью этой системы должно являться то, что у нее будет только один пользователь: руководитель предприятия.

Ежедневно (в конце рабочего дня) бухгалтер должен предоставлять руководителю информацию об основных финансово-экономических показателях деятельности предприятия. Набор этих показателей может быть разным, в зависимости от специфики конкретной компании. В общем случае к этим показателям относятся: остаток денежных средств на счетах предприятия в банках, остаток наличных в кассе компании (как в национальной денежной единице, так и в валюте), сумма дебиторской и кредиторской задолженностей, остаток товара на складах предприятия, стоимость отгруженных за день товарно-материальных ценностей (работ, услуг), стоимость товаров или услуг, полученных за день, сумма поступивших и израсходованных за день денежных средств (отдельно – безналичных и наличных), сумма основных средств и нематериальных активов по остаточной стоимости. К этим показателям необходимо прикладывать расшифрованную копию банковской выписки (при наличии нескольких счетов должны быть предоставлены расшифрованные копии выписок со всех счетов).

В большинстве случаев такого набора достаточно для того, чтобы руководитель мог контролировать состояние активов предприятия и «держать руку на пульсе событий», своевременно реагируя на все «резкие движения» со стороны бухгалтера.

Если вы его поймали...


Итак, предположим, вам удалось узнать, что в бухгалтерии вашего предприятия далеко не все гладко: имеются серьезные нарушения, которые при глубоком изучении вполне могут оказаться фактами воровства, мошенничества и злоупотреблений. Какие же действия следует предпринять в таком случае?

Все зависит от того, какими именно фактами вы располагаете. Если, например, вам удалось уличить бухгалтера в многочисленных злоупотреблениях и хищениях, которые нанесли немалый урон компании, то вполне можно обращаться с заявлением в соответствующие органы с просьбой разобраться в ситуации и наказать виновных.

Перед тем как обратиться с заявлением в правоохранительные органы, рекомендуется предложить бухгалтеру добровольно возместить причиненный ущерб и привести в порядок бухгалтерию. Ведь не исключено, что в процессе проверки откроется то, что вы сами хотели бы утаить. Оптимальный вариант – мирное разрешение конфликта. После того как бухгалтер сообщил вам, что он привел бухгалтерию в порядок, следует провести аудиторскую проверку, выполнить рекомендации аудиторов и незамедлительно уволить бухгалтера.

Однако следует учесть, что правильно оценить ущерб, причиненный предприятию бухгалтером, удается далеко не всегда. Поэтому для этих целей рекомендуется привлечь независимых аудиторов (разумеется, ни в коем случае не тех, которых порекомендует ваш провинившийся бухгалтер).

Если факты мошенничества не подтвердились и обнаруженные в бухгалтерии недостатки являются лишь следствием непрофессионализма бухгалтера, то, разумеется, обращаться в правоохранительные органы не нужно. Однако не стоит забывать, что при проведении налоговой проверки эти нарушения повлекут за собой финансовые санкции. Поэтому в данном случае оптимальным видится такой порядок действий: сначала нужно провести аудиторскую проверку, чтобы четко представлять себе масштабы нарушений и их возможных последствий. После того как ситуация прояснится, следует предложить бухгалтеру добровольно погасить ущерб.

Если бухгалтер согласен добровольно возместить ущерб, то можно даже подумать над тем, увольнять его или нет: судя по всему, человек он честный, а бухгалтера, который не ошибается (особенно если учесть несовершенство отечественного законодательства), найти сложно. Возможно, пусть он сделает выводы из своих ошибок и работает дальше? Но если человек в принципе не годится для работы бухгалтером (путается в элементарных вещах, не может рассчитать заработную плату сотрудников и т. д.), то от него придется избавиться.

Если же бухгалтер отказывается добровольно возместить причиненный ущерб, то, видимо, вам придется его просто уволить. Привлечь такого работника к ответственности вы можете только с помощью компетентных органов, но следует ли с этим связываться? Зачем вам лишние расспросы, проверки, которые, возможно, выявят много лишнего? Все, что вы можете сделать, если бухгалтер не желает возмещать ущерб, – максимально осложнить ему дальнейшую жизнь.

Во-первых, нужно издать приказ об объявлении бухгалтеру взыскания (выговора, строгого выговора) и сделать соответствующую запись в его трудовой книжке. Во-вторых, за серьезные недостатки в работе этим же приказом можно перевести его на нижестоящую должность (например, с должности главного бухгалтера – на должность помощника экономиста или специалиста по учету топлива), что также зафиксировать в трудовой книжке. В-третьих, следует уволить бухгалтера не по собственному желанию, а за несоответствие занимаемой должности. В-четвертых, нужно разослать информацию о том, какой он «хороший» работник, в максимальное количество кадровых агентств. В-пятых, когда для получения рекомендаций вам будут звонить потенциальные работодатели вашего бухгалтера, вы можете сказать им все, что посчитаете нужным.

Все это постарайтесь максимально доступно изложить своему несговорчивому бухгалтеру. Если он и на этот раз будет отказываться от возмещения ущерба – действуйте по плану.

error: Content is protected !!